Романы пишутся на языке фотографии
Пермская большая проза, от Виктора Астафьева до Алексея Иванова,
хорошо известна по всей стране. Оказывается, романы в Перми
пишутся и на языке фотографии.
В энциклопедии лучших фотографов мира, изданной в Париже
несколько лет назад, можно найти имя нашего земляка Владислава
Бороздина. Его работы знают в России, Великобритании, Франции,
Чехословакии, Польше, Израиле, США и многих других странах.
А самое последнее достижение Бороздина можно смело заносить
в книгу рекордов Гиннеса.
Такого еще не бывало ни в Новом, ни в Старом свете, ни за
Великой китайской стеной. Впервые в мире Бороздин издал фотороман
сразу в трех томах большого альбомного формата.
Называется он «Грезы». Почему так?
Сам автор спешит ответить: «Пусть это грезы. Но они могут
сбыться. Залог тому – сама великая и непостижимая жизнь».
Фотороман, где практически отсутствует текст за исключением
коротких подписей и где преобладает визуальный язык, имеет
все признаки многопланового классического романа, от пролога
до развязки. Материал к нему собирался более 30 лет, от первого
снимка до последнего. На том и другом снимке - такие выразительные
детские лица, а между этими страницами - все состояния, все
времена года, будни и праздники человеческой жизни.
Первый том «Поэзия» вышел еще
в 2007 году, в работе над ним принимал участие безвременно
ушедший от нас русский поэт Алексей Решетов. А презентация
первого тома произошла намного раньше, в далеком Оксфорде,
в середине девяностых, еще в макете, в так называемой рукописи.
В Оксфорде к Бороздину подошла незнакомая женщина и поблагодарила
его за увиденное: «Спасибо, Вы оставляете надежду людям».
Последние два тома – «Музыка»
и «Театр» увидели свет в нынешнем
январе. Из обычной фотографии наш необыкновенный романист
сумел сотворить фотопоэзию, фотомузыку, фототеатр. Он объединил
три самостоятельных области искусства на самой простой и будничной
основе - в единстве человеческого переживания.
Изначально искусство фотографии называли светописью, сам
Бороздин признается: «Мои книги написаны световыми лучами».
Только лучи эти идут из глубины души художника, способной
увидеть многообразный мир в новом, неожиданном, дерзком или
нежно-трепетном освещении.
В романе отдается предпочтение черно-белой фотографии, что
не захлебнулась в калитках столичных салонов и провинциальных
ателье. ЧБФ так и не была поглощена более чем столетней историей
своего существования, а всегда была востребована, как и сейчас
в практике многих современных мастеров. Владислав Бороздин
не подчиняется раз и навсегда узаконенным правилам, достойным
разлегшейся зебры пешеходной дорожки. Он не документалист,
в хроникерской палитре которого только две краски цвета жезла
постового: черная и белая, а, скорее, это день и ночь. Он
из талантливых нарушителей, что постоянно расширяют диапазон
выразительности, и по-своему преображает черно-белую реальность
тем светом, что идет изнутри. Тем самым взгляд на физическую
реальность скорректирован зрением художника. По насыщенности
и градации оттенков, богатству приемов изображения такой подход
вполне может соперничать с динамикой природной цветовой гаммой
летней зари, встающей из прохладного марева быстро меняющихся
солнечных красок и внезапно превращающей непроглядную тьму
в ясный день.
Бороздин признается: «С чего все началось? Наверное, с удивления.
С удивления всем сущим… Все последние годы я пытаюсь снимок
за снимком, страница за страницей собрать воедино книгу не
о показном, а об истинном, сокровенном, что есть в человеке.
Главный персонаж ее – Женщина. Она и мать, и сестра, и жена,
и дочь, и Матерь Божья. Россия, Русь. Белые храмы ее, вдовы,
сыновья, иконы».
Известный писатель Лев Аннинский лучшей работой книги по
драматизму наполнения кадра считает «Мать» (портрет матери
и дочери), он подчеркивает: «Простота и открытость лица позволяют
прочесть в этом портрете все: и пережитые страдания, и несломленность,
и надежду, и терпение, рассчитанное на безнадежность. Поразительна
перекличка «опыта» матери и «неопытности» дочери, прильнувшей
к ее плечу: душа неопытная выдает то, что в опыте скрыто:
боль, страх боли, готовность к боли».
В «музыкальном» томе фоторомана его редактор Надежда Гашева
отмечает огромную тягу автора к гармонии, вспоминая пушкинские
строки: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает,
но и любовь – гармония».
В наиболее сложном по восприятию «театральном» томе известный
пермский кинорежиссер Павел Печенкин увидел ускоренное время
восприятия жизни. Можно снимать непрерывное кино, а можно
расставить верные акценты по отдельно зафиксированным кадрам.
Это и многолетний труд и мгновенная удача в одном ряду. Это
и удалось сделать Бороздину: заставить нас прожить десятки
других жизней, которые могут быть записаны, сняты, смонтированы,
поставлены на сцене или, как в нашем случае, просто замечены
оком фотообъектива.
Владислав Дрожащих
|