Вступительная статья к изданию "Тайна Раифа
Абляшева"
В первом выпуске организованного Анной Бердичевской нового
московского журнала «Волшебный фонарь» со статьей к юбилею
Майи Михайловны Плисецкой, с эссе Андрея Битова об уникальном
иллюстрировании «Маленьких трагедий» Пушкина Фаворским опубликован
небольшой, но емкий и содержательный материал о Раифе Абляшеве.
Приводимый
в журнале отзыв с одной из давних выставок: «Слава Богу, что
есть такой чистый и благородный художник, сострадающий и думающий,
видящий и понимающий жизнь как бесценный дар. Евгений Евтушенко,
Кунгур, 15 декабря 1997 года».
И еще из того же «Волшебного фонаря»: «А вот воспоминания
друга, Владислава Бороздина, известного на Урале фотомастера:
«Раиф трагически погиб. Тайна его гибели до сих пор не раскрыта.
Погиб в расцвете творческих сил, не дожив две недели до своего
пятидесятилетия и большой юбилейной выставки. Кунгур плакал.
Раиф был любимцем города, работал фотокорреспондентом в газете
«Искра», и его все знали. Нынче, 7 октября (2005-го - Р. Б.),
мы открыли ему мемориальную доску - на ней он, разрывая земные
сферы, открывает для нас новое измерение...»
Разумеется, тайна гибели Раифа электризует и взвинчивает,
тем более что дает намек на его связи с женщинами. Да и связи
эти особенные, часто впрямую соотносящиеся с его художественным
творчеством - когда он снимал обнаженную модель. Уж столь-то
пряный запах шибко шибает в наши чужие носы. Слыхал, где-то
там на Западе установили, что самки комара анофелеса равно
заинтересованно относятся к человечьим ногам и лимбургскому
сыру, за что биологи удостоились в нынешнем году даже нобелевки
- только с приставкой Ig, что ли: «дурной», «анти»... Ходила
версия, будто Раиф был убит кем-то из обманутых мужей-любовников
- от возмущения, обиды, ревности. Романтично - почти поэтично,
конечно. Но ничто не установлено и не доказано. Существуют
и другие мнения. Например, имелись следы волочения с проезжей
части к тротуару, где было обнаружено тело, и на одежде Раифа.
Можно предположить, что глухою ночью он был сбит машиной.
Я, вспомнивши свое юридическое образование и кое-какую практику,
склонен, скорее, к тому же, хотя решающее значение тут может
иметь судебно-медицинская экспертиза, заключение которой мне
неизвестно. Но, разумеется, это мое сугубо субъективное мнение.
Но
главная тайна тайн как песня песен души и судьбы Раифа Абляшева
- это, конечно же, его талант. Раздел «Детство» в книге открывается
знаменитым фотоэтюдом «Сестрички». Восхитительна несуразица
поз, в ручонках-ножонках и выпяченной пузени младшей особенно.
Лукавейший, озорнущий-хитрющий прищур старшенькой соплюшки...
Истолковывать-растолковывать я тут ничего не берусь. Такое
надо разглядеть да поймать.
...Ослепительно сияющая, ровно рядошный самовар, с которым
он возится, цыганистая физия нестарого кудлатого деревенского
попика - и рядом девчушка с чашкой в ожидании доступной незатейливой
вкусности. И опять же ноги - худенькие, на этот раз в широкозевых
резиновых сапогах. Намек на неминучую деревенскую долюшку
женскую - в непременных на босу ногу мокроступах-говнодавах
по скотской жиже? (Это в «Портретах» - «Батюшка из села Комарово»
называется). Добрый, видно, батюшко-то и жизнерадостный. А
жизня, поди-ка, не шибко-то добрая и сияющая. И вокруг, в
его Комарове-селе, да и у него самого. Вот, наверное, самым
малым детишкам жизнь всегда в радость, какая ни есть...
И в разделе «Глубинка» снимок «Умаялись». Тоже знаменитый.
И тоже женские ноги. Старушечьи. Конечно - лица, они, ясно,
соответствуют состоянию фотографируемых и продиктовали заглавие
работе, но замечаются прежде них именно ноги. На первом плане,
крупно, у одной босые, у другой в чем-то вроде опорков, и
у обеих натоптанные, натруженные, утратившие всякий намек
на женские формы-очертания. На принадлежность к какому бы
то ни было полу. Но - подолы, кофты, платки...
А Раиф ли не понимал красоту и совершенство женского тела
и не балдел от того! С чего же тут-то так обескураживающе
жестоко - нет чтобы уж прикрасил-припрятал чего?
У Алеши Домнина есть вот такое стихотворение: «Старух ненавижу
с глазами пустыми, С глазами как белое небо пустыни (это было
писано задолго до «Белого солнца...» - Р. Б.), Христа почитающих,
Жадных и клейких, Обиды считающих Словно копейки, Друг друга
бочком выживающих с места. Ужель они были когда-то невестами?»
Глядя на фото Раифа, тот же вопрос напрашивается сразу наоборот:
они же были когда-то невестами - за что же и какая жизнь их
так поизнахратила?
Надо уметь обожать истинную женственность в любом ее проявлении
и одухотворенную любым возрастом, чтобы не постесняться показать,
скажем, неказистость именно ног. Женских. Разумеется, он прежде
всего умел понимать, видеть и отображать красоту и в самом
прямом смысле слова.
Мнение специалиста: «Увлекательна группа женских портретов,
всегда загадочных и очень разных по свету, цвету и композиции...»
- это искусствовед Пермской художественной галереи Ольга Власова
в каталоге юбилейной выставки Раифа «Реальность и фантазия».
Еще более определенно, даже категорично, высказался на тот
же счет, что и Ольга Михайловна, Евтушенко: «Раиф Абляшев
- один из тех немногих художников-реалистов, которые спасут
для потомков страдающий лик нашей матери-России. У него есть
два качества, сливающихся особенно гармонично. Это чувство
трагизма жизни, особенно женской доли, и красоты природы.
«Девушки в тумане» и портреты старух - это шедевры». Более
или менее достаточно зная Евгения Александровича, смею утверждать,
что в понятии «красота природы» он непременно подразумевает
и женские образы.
Мнение Евтушенки многого стоит еще и потому, что и сам он
профессиональный, по существу, фотограф. И у них с Раифом
во многом совпадает социальный прищур на, так сказать, «негативные»
виды существования народа, страны и властей.
Первый раздел альбома «Истоки» открывает много нашумевшая
«Рыба». Увидал вот чего-то где-то и изобразил в ней Абляшев
не разбери-бери что. Кто видит обезьянообразью харю, кто...
В общем - «...не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку».
Но это поиски изобразительности, относящиеся больше все-таки
к форме. А завершается раздел этюдом «Хлеб». Вообще-то Раиф,
говорят, не умел или же не любил подбирать названия своим
работам. Чувствовал, видимо, многозначность собственных ощущений
в отснятом материале. Так, похоже, и тут: хлеб для незакормленных
народов - а для России особенно «хлеб всему голова» - помимо
всего прочего, категория нравственная, почти философская,
и называть так пожухлые, неказистые, но явно не крестьянской
масти ломоточки слишком многозначительно. Впрочем, а черт
его знает: и они тоже ведь наш насущный, выстраданный черствоватый
хлебушко?
Во всем Абляшев силен и хорош, в любом отделе книги, но,
пожалуй, наиболее емок и характерен для его творчества раздел
«Глубинка», который я по ходу уже упоминал. Это постоянное
место (сфера) его незавидного обитания, которую он не обожал
и не превозносил, а как бы высвечивал изнутри, часто негодовал
в ее адрес, но всегда со-переживаючи и со-страдая, и не рвался
покинуть. (Между тем он был своим и даже одной из наиболее
признаваемых личностей среди фотохудожников и причастных их
искусству интеллигентов не только в Перми, но и, допустим,
в Оксфорде).
Так
вот - «Глубинка». «Оттепель» - бабы откапывают технику из-под
снега. «Перестройка» где-то тут же рядышком в книге - издевка
над всею нашей фальшью и выспренностью. «Славься, Отечество
наше свободное!» - один из снимков так называется. Под этим
аншлагом не очень разрозненной цепочкой тянутся куда-то людишки.
«Шествуют, как к крематорию», - уточняет Бороздин.
«Музыка». Мужик в толпе целуется с трубою. Дождь. Похороны
или праздник («то ли праздник, то ли горе» - Домнин), не поймешь.
Но все равно грустно. ...Капля на трубе. Дождинка? Слеза?
Раиф мог жанровый, даже сеймоментный, репортажный снимок сделать
многомысленно, часто иронично, чуть ли не философски осмысленным.
Согбенная женщина проходит под звездой - пятиконечной, на
тумбе, эдакое скульптурное художество. «Соль Камская»! ..
Мужчина несет детский гробик по какому-то беспутью. И опять:
надо же увидеть в жизни такое! Без названия. А как такой кадр
назовешь!?
Вид через окно автобуса: белая еще, но зашарпанная и порушенная
церковь с колокольней и кое-какие домишки около. Снимок сделан
давно, а, говорят, и сейчас такая же заброшенная стоит: «Село
Неволино», видно, и Бог ему не в помощь. «...Неелово, Горелово,
Неурожайка тож».
Женская и мужская колонии. Бабенки, ладно: может, с волчьей
тоскою в глазах, в запал, но - перекуривают. А вот мужская...
Известная на Урале «тридцатка». Черная тень от государственных
(когда-то монастырских) стен, плотно легшая внутри них на
четырехугольный строй зэков - и колокольня храма над ним.
Я-то думал, что содержание кадра в том, что превращено-де
здесь святилище в узилище, и для нас подобное в общем не ново,
начиная с Соловков, но Бороздин толкует это как светоч над
тьмою. Наверное, он и прав.
В поисках устойчивого «позитива» в жизни народа и собственном
своем творчестве Абляшев годами наблюдений создал монументальный
хронологический сериал о восстанавливающемся Белогорском монастыре.
Есть в серии и виды-панорамы времени разрухи и запустения,
и вехи возрождения, но не в голой документальной хронике суть.
Точнее, прежде и полнее всего это фотопоэма о тяге людей к
оживлению и одухотворению бытия даже там, где его расстарались
и умудрились, казалось, наглухо умертвить. Недаром составитель
открывает отдел не, допустим, хронологически напрашивающейся
фотографией порушенного храма, а этюдом, исполненным зримой,
предельно возвышенной красоты, и в то же время скорбной, печальной
и таинственной. Это один из снимков, которые в выдержке Евтушенки
из «Волшебного фонаря» и обозначены как «Девушки в тумане»
(он же и на обложке). И кроме романтичной таинственности и
очевидной красоты в судьбе модели, Настя ее зовут, имеется
еще и несогбенная духовность, уведшая ее в одно из учебных
заведений при Троицко-Сергиевой лавре и, видимо, определившая
ее дальнейшую жизнь.
Понимал тайны красоты и свободно владел многими секретами
своего промысла Раиф Абляшев. И прежде всего главным, неизбежным
для всех талантов - безостановочной напряженной работой. О
нем писали: «А снимки Абляшева будто рождались даже без его
авторского участия». Но Абляшев обронил в каком-то интервью:
«Зверски трудно работаю». После него остались кое-какие записи.
Вот из них: «...Лег в половине третьего. Встал в 6». «Выставка
«Гости Перми». Впервые понял, что значит работать под примитив».
С посещения, видимо, чего-то наподобие мастер-класса: «...После
обеда слайды. Один маразм. Груди, похожие на попочки наших
женщин. Напился как свинья». Сверхлаконично: «Фотогроб». О
чем бы это? «Начал делать спиральную серию. Потихоньку захватывает».
Придумал разрезать старые негативы на кусочки, на полоски,
выстраивать из них композиции: видимо, это и называется мозаикой?
И т. п. Я не стану даже и пытаться разбираться в тонкостях
стилей и техник, пусть это делают специалисты. Его композиции
и реминисценции - это надо смотреть.
«...Был в администрации. Обещали компьютер». (Так и не дождался,
как и комнатенку хотя бы). Изобретал свои новации без всякой
электроники.
Быт у Раифа оказался в общем-то неустроенным. Разойдясь с
женой, годы обретался в редакционной фотолаборатории. Очень
подрезал его дефолт. Моментально взлетели цены на фототовары,
а их ему требовалось до лешего. Залазил в долги. Ладно, не
он один... Сам, когда мог, тоже давал взаймы. Один заскорузлый
должник даже сунул три тысячи в гроб. Были, наверно, и такие,
кто не отчитался и перед покойником.
Наблюдается в записках Раифа и некая «тайнопись». Он, видно,
хотел оставить себе какие-то затеси, чтобы как-то ориентироваться
в своей непролазной, зыбучей, отуманенной, клубящейся жизни
и работе.
1998-й год. «У одной родня исчеркала фото, мои работы...
Какая-то Марина стащила у меня снимки и шантажирует девушек.
Не могу вспомнить, кто такая». «Тайнопись» - прежде всего
из-за ахового его почерка. Но и не только. Мы пытались разобраться
в записях с Людмилой, бывшей женой Раифа. Мне, одному, это
оказалась бы просто не по зубам-не по глазам. Да и она, все
же помнящая его каракули, читала в лупу, то и дело натыкаясь
на совершенно не поддающиеся слова, фразы и кусочки. Но главная
трудность для нее состояла не в том. Я с самого начала понимал,
на какую самоотверженность она решилась. Но я - и, мнится
мне, и Людмила тоже - искал и находил не клубничку, а именно
проявление души художника.
«Дождь идет... Домой некогда даже заехать. ...Заснял 7 пленок.
До чего все-таки красивая девушка и, видимо, очень голодная.
Поснимал с удовольствием». Какой такой голод имел он в виду?
В наше время всякое может статься... А где удовольствие, там
и муки...
О другой: «Работали с ней до половины одиннадцатого. Одна
из красивейших женщин в моей жизни, и умница».
Одну очень достойную девушку он, по обстоятельствам, фотографировал
прямо во дворе редакции. Кого-то, рассказывал приятелям, на
крыше. Обе они, видно - и, разумеется, он с ними тоже, - фантазировали,
мечтали о чем-то прямо-таки невероятном, потому девочки еще
загодя балдели и позволяли себе черт-те что.
Но и это тоже его одержимая работа - прежде всего дань-дар
красоте и искусству. А вот дела рутинные, повседневные:
«...Лазил на трубу на рынке (точка, с которой город как на
ладони - Людмила). Очень устали, руки все закоченели».
«...Встал в 6 часов. Голова трещит...Утром поехал в Красный
Ключ. Там сгорели конный двор и 8 дворов. Жуть!»
На прощание вспомним, как пел Галич - чуть ли не благоговейно:
«Но ведь где-то, наверное, Существует - Она!? Эта - с щедрыми
нивами И в кипеньи сирени, Где родятся счастливыми И отходят
в смиреньи, Где как лебеди девицы, Где под ласковым небом
Каждый с каждым поделится Добрым словом и хлебом...»
И где она есть, такая, - тоже тайна? Может, ее-то и знал-искал,
для себя и для нас, Раиф? Трагедий нам всем достанет. Ему
- уже. Но, может, вовсе не такой уж выспренний да пошлый тот
мюзикловый слоган: бороться и искать, найти и не сдаваться?
Может быть, нам он тоже на что сгодится?
Роберт Белов
|